Май
24
2011

ФСБ вводит «антитеррористические» проверки для бизнесменов

ФСБ предлагает ввести в УК и КоАП ответственность за несоблюдение бизнесменами «антитеррористических» правил, устанавливаемых ФСБ. Поправки уже приняты в первом чтении Госдумой, они создают новый вид проверок бизнеса. Ко второму чтению силовики хотят дополнить законы уголовным наказанием и штрафами до полумиллиона и остановкой деятельности.

Поводом для предложений ФСБ стал январский теракт в «Домодедово», однако суть новых норм – продолжение принятых год назад изменений в КоАП и закон «О ФСБ», позволяющих преследовать граждан и юр.лица за невыполнение требований силовиков.
Поправки в законы «О противодействии терроризму» и «О транспортной безопасности», устанавливающие, что владельцы или арендаторы помещений должны выполнять требования по антитеррористической защищенности занятых ими объектов, были приняты Госдумой в первом чтении 10 мая.
Ко второму чтению депутаты предлагали сделать четыре уточнения. За безопасность объектов помимо юрлиц отвечают физлица, использующие объекты в благотворительных, образовательных и культурных целях (т. е. некоммерческие организации); требование относится не к арендуемым помещениям, а только к находящимся в собственности; требования устанавливают министерства и ведомства по согласованию с ФСБ и МВД; наличие такой защищенности становится еще одним законным поводом для проверок предпринимателей.
В поправках не было предусмотрено наказаний за несоблюдение требований, что поспешили исправить в ФСБ, подготовив еще одну версию законодательных изменений. Как считают в ФСБ, в КоАП следует ввести статью, карающую за неисполнение или нарушение требований по обеспечению безопасности, в том числе антитеррористической защищенности. Гражданам грозит штраф до 3000 руб., должностным лицам и индивидуальным предпринимателям – до 30 000 руб., юрлицам – до 200 000 руб. За повторное нарушение соответственно 4000, 40 000 и 300 000 рублей.
Если же случился теракт и нанесен вред здоровью людей или значительный ущерб имуществу, суммы растут до 5000, 50 000 и 500 000 руб., должностным лицам грозит дисквалификация, а компаниям – приостановка деятельности на три месяца.
Ввести новую статью предлагается и в Уголовный кодекс: если нанесен крупный ущерб чужому имуществу или наступили иные тяжкие последствия, ответственному за соблюдение антитеррористической защищенности грозит лишение свободы на срок до четырех лет, если погиб человек, срок увеличивается до шести лет, а если два и более – до восьми лет.
Представители бизнеса заметили, что меры государства по повышению антитеррористической защищенности понятны и будут выполняться, но трудно согласиться с тем, что большая часть ответственности переваливается на хозяйствующий субъект, который и так платит государству налоги, в том числе и для защиты от террористов. По Конституции именно государство несет ответственность за обеспечение безопасности граждан – подтвердил зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков.
Поводом для законодательных изменений стал январский теракт в «Домодедово», который выявил незащищенность от терактов крупных транспортных объектов. Однако сами поправки, предложенные ФСБ логически продолжают принятые год нормы, позволяющие преследовать граждан и юридические лица не по факту совершения теми противоправных действий, а лишь за возможность их совершить.
Напомним, поправки в закон «О ФСБ» и КоАП РФ были приняты Госдумой в июле 2010 года – в сжатые сроки, практически без изменений от первоначальной версии – несмотря на сопротивление общественности. Поправки наделяют ФСБ правом «объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений», находящихся в ведении ФСБ, «при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности». В документе есть положение о том, что «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов ФСБ в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей» повлечет серьезные санкции. Так, гражданам грозят штрафы в размере от 500 до тысячи рублей, должностным лицам – от тысячи до трех тысяч рублей, юридическим лицам – от 10 до 50 тысяч рублей.
«Это практика советских времен, которая применялась в отношении не только диссидентов, но и тех, кто распространял «идеологически вредную» литературу и вел такие же «вредные» разговоры», – заявлял ранее зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. Причем, по его словам, чекисты использовали «предостережение» в тех случаях, «когда не набирался материал для состава преступления». Гудков признался, что опасается злоупотреблений.
Иностранные политики и журналисты также с большим недоумением восприняли закон о дополнительных полномочиях ФСБ. На российско-германском саммите в Екатеринбурге немецкие журналисты и сама канцлер ФРГ Ангела Меркель выразили президенту Медведеву недоумение по поводу принимаемого закона о спецслужбах. На что гарант ответил, что не хотел бы комментировать изменения в российском законодательстве.
Новые законодательные новации от ФСБ, помимо прочего, еще и водят дополнительные способы административного давления на бизнес, которое, несмотря на громкие заявления первых лиц РФ, не то, чтобы не ослабевает, но лавинообразно усиливается. К примеру, Федеральная налоговая служба, сократив количество выездных проверок, стала собирать с одного налогоплательщика в среднем в 23 раза больше «недоначисленных» налогов.
По недавно опубликованным результатам исследования Минэкономики, в 2010 году прошло 2 828 900 проверок и административных расследований, и это несмотря на закон, ограничивающий права контролеров. Почти половина проверок – внеплановые. Внеплановые проверки надзорные органы должны согласовывать с прокуратурой, но делается это менее чем в 5% случаев, констатируют аналитики министерства. У контролеров отсутствует достаточная мотивация к соблюдению ограничений: Предпринимателей наказывают даже тогда, когда контролеры сами действовали с нарушениями, но лишь в половине случаев отмена результатов проверок сопровождалась дисциплинарным наказанием чиновника, допустившего нарушение. Административное давление на бизнес не снизилось – и приходят часто, и штрафуют много, и в целом административная среда для бизнеса остается неблагоприятной, констатируют в «Деловой России».

Комментарии (1)

Аватар пользователя protector

Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена добиваться расширения своих полномочий при проведении проверок компаний. Как сообщило руководство ФНС, служба направила в адрес Минфина предложения о включении в Налоговый кодекс (НК) права инспекторов на доступ не только к бумажным документам налогоплательщика, но и к электронным базам данных, то есть к его компьютерам. Кроме того, для проверки обоснованности возмещения НДС ФНС хотела бы получить возможность осмотра помещений проверяемых в рамках не только выездных, но и камеральных налоговых проверок.

Об отправленных в Минфин инициативах по повышению эффективности налогового администрирования сообщила начальник контрольного управления ФНС Любовь Аршинцева. Среди желаемых ФНС новаций — получение права на осмотр помещений налогоплательщиков. Сейчас ст. 92 НК предоставляет им это право только в ходе выездных проверок. Однако число очных визитов инспекторов ограничено НК и постоянно сокращается (по итогам 2010 года ими было охвачено менее 1% компаний). Приоритетом ФНС давно объявлены аналитические камеральные проверки, то есть работа с запрошенными у налогоплательщика документами. Однако в ходе таких проверок (прежде всего обоснованности права на возмещение НДС) у проверяющих часто возникает желание убедиться в том, что, к примеру, указанный в документах товар действительно находится на складе, говорит начальник управления. «Право оперативного осмотра есть у многих налоговых администраций мира»,— ссылается на зарубежный опыт Любовь Аршинцева.

Еще одно предложение ФНС — предоставление ей в ходе проверок права доступа к электронным базам налогоплательщика. В ФНС отмечают, что многие компании «подпускают» инспекторов к своим компьютерам и сейчас — в добровольном порядке. Некоторые, однако, сопротивляются и предоставляют проверяющим документацию лишь в бумажном виде. По словам заместителя главы ФНС Светланы Андрющенко, все средние и крупные компании все равно составляют отчетность в электронном виде, так что доступ инспекторов к ней лишь позволил бы им сэкономить на расходах на бумагу.

Наконец, третье пожелание — о получении от банков данных об операциях по расчетным счетам налогоплательщика в режиме онлайн — новостью не является: ФНС высказывает его уже третий год (сейчас эту информацию при проведении проверок инспектора получают от банков лишь по запросу). Светлана Андрющенко сообщила, что, считая эту тему по-прежнему актуальной, служба намерена вернуться к ней лишь после отладки недавно разрешенного законодательством и стартующего 1 августа процесса замены бумажных запросов в банки электронными. По ожиданиям налоговиков исключение почтовой доставки из процесса сократит время получения информации с 15 до 5 дней. По словам заместителя главы ФНС, все предложения сейчас прорабатываются с Минфином, выработанной позиции по ним у этого ведомства пока нет.

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"