Апр
10
2010

Смоленское пике Президента Польши

Эта новость станет особой частью в учебнике обеспечения безопасности на долгие годы, и пусть она останется самой ужасной. Отчет МАК от 19 мая 2010 года http://www.mak.ru/russian/info/news/2010/news_2010_I.html
Запись последних минут http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3142487/

Эксперты портала уверены, что у этой истории будет долгое продолжение, даже после того, как появятся официальные версии произошедшего. Причиной крушения польского самолета под Смоленском стала ошибка пилотов. Об этом, как сообщает Rzeczpospolita, заявил глава госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих.

«Пилоты проигнорировали все предупреждения и взяли на себя чрезмерный риск», – сказал он.

После появления официальных версий, на Qsec вопрос будет дискутироваться в совершенно неожиданном для многих посетителей ракурсе - почему пилот самолета это сделал или в силу каких причин самолет все-таки пошел на посадку ?

Утром 10 апреля польская делегация собралась на военном аэродроме Окечие в Варшаве. Планировалось, что президентский лайнер вылетит на траурные мероприятия в Катынь в 06:30 по местному времени, однако на деле самолет поднялся в воздух почти в 07:30.
"Запасной" час нужен был для того, чтобы самолет при плохих метеоусловиях мог совершить несколько кругов над посадочной полосой или уйти на другой аэродром - в Минске или Витебске.

В 5 утра из Варшавы вылетел Як-40 с журналистами, который успешно приземлился. Ту-154, если бы стартовал вовремя, прилетел бы туда же вскоре после представителей СМИ. Однако сразу после того, как Як-40 приземлился, погода стала ухудшаться.

Сообщается, что администрация Качиньского неожиданно изменила время вылета с 06.30 на 07.30, не проконсультировавшись с ответственными за полет.

В первом салоне самолета летели Лех Качиньский с супругой, во втором – министры и парламентарии. В третьем салоне – генералы минобороны и должностные лица правительства. Всего на борту самолета находились 96 человек, в том числе восемь членов экипажа.

Командир экипажа Ту-154 Аркадиуш Протасюк получил прогноз погоды в Смоленске. Затем метеосводку предоставили диспетчеры из Белоруссии. Синоптики сообщили о пасмурной погоде, тумане, скорость ветра составляла 3 м/с, видимость — около 500 м, влажность воздуха — 100 процентов.

Самолет вылетел из Варшавы с задержкой примерно на полчаса – в 9.23 мск. По неофициальным данным, задержка произошла из-за опоздания Качиньского.
Церемония в Катыни, на которую ехал президент, должна была начаться в 11.30. Если бы экипаж развернул самолет, церемонию пришлось бы отложить до вечера. Стандартное время в полете между Смоленском и Варшавой – 70 минут. Полет президентского самолета длился 93 минуты. По мнению представителей польских ВВС, задержка еще на 23 минуты могла возникнуть из-за погодных условий, силы и направления ветра. Впрочем, даже в случае успешного приземления польская делегация успела бы к началу церемонии. Дорога до кладбища в Катыни от аэропорта занимает около получаса.

На это ритуальное мероприятие в Россию решили отправиться всего около 400 человек. Примерно 300 из которых накануе выехали поездом "Варшава-Смоленск". Остальные члены делегации сутки спустя вылетели в Россию на президентском борту.

С 10 часов утра в субботу в районе аэродрома наблюдался сильный туман.

В 10.20 мск Лех Качиньский связался по телефону с братом и сообщил, что полет идет нормально, и они приземлятся через несколько минут.
В 10.46 мск, за десять минут до катастрофы, пилоты получили сообщение от диспетчера аэродрома о плохой видимости и густом тумане с рекомендацией уходить на запасной аэродром – в Витебск (130 км от Смоленска), Москву или Минск (305 км от Смоленска).

Борт №1 разбился в 10:56 мск. На аэродроме стоял густой туман. По словам очевидцев, самолет сделал круг над аэродромом, выполняя заход на посадку, после чего начал приземление. Отклонение от курса составляло 40−45 м, самолет находился на 50 м ниже глиссады, вертикальная скорость самолета была выше необходимой и составляла 6 м/с. В последний момент экипаж перевел двигатели на взлетный режим, однако, по словам российских экспертов в области авиации, особенности Ту-154 не позволили выполнить маневр — для того чтобы двигатели получили ускорение, требовалось еще около десяти секунд.
Столкновение с березой произошло на высоте 8 м от земли в 1050 м от взлетно-посадочной полосы. Согласно нормативам, в такой близости от аэродрома, самолет должен находиться на высоте не менее 60 метров.

По словам Анатолия Чабана, которого цитирует польский телеканал TVN24, командир экипажа, вероятнее всего, решил осмотреться в связи с тем, что за час до этого на аэродроме в Смоленске успешно приземлился Як-40, который пилотировал менее опытный летчик, чем Аркадиуш Протасюк. Командир президентского борта не поверил рекомендациям диспетчера еще и потому, что аэродром не был закрыт, как это было в Тбилиси два года назад, когда Протасюк был вторым пилотом Ту-154.

Вокруг трагедии.

Борт приняли диспетчеры "Северного" за 36 минут до катастрофы. Это значит, что самолету оставалось лететь километров 50-60. Именно в этот момент пилот получил данные о метеоусловиях. Подлет к ВПП мог занять 15-20 минут с учетом снижения, ухудшающейся видимости, маневров по курсу и т.д. То есть на развороты у самолета просто не было времени. На подобный маневр может уйти от восьми до десяти минут при нормальной видимости и погоде. Более того, самолет видимо рассчитывал сесть в 11.00 не позже. Так как до места траурных мероприятий в Катыни нужно было еще доехать.

От аэродрома "Северный" до поселка Катынь Смоленской области примерно 30 километров. На автомобиле, даже если ехать со скоростью 90 км.час. - это 20 минут. Освободить дорогу не вопрос, но вот качество дороги допустит такую скорость ? Для автомобиля кортежа Президента это вполне по силам, чего нельзя сказать для всей кавалькады. И потом, в "обрез" приезжать никак не "протокольно". Тем более, что процедура должна была быть расписана по минутам, а характер мероприятие не предписывал ни суету, ни спешку...

То есть протокол передвижения безопасность предоставляет заранее. Именно от него строится весь график движения. В том числе и вылет из Варшавы.
Так же нужно понимать, как все будет выглядеть по прилету. 88 человек за 2 - 3 минуты выйти из самолета не смогут. Для этого нужно как минимум 8-10 минут. Если автомобиль Президента и остальной кортеж будет стоять "у трапа", то на процедуру отъезда нужно затратить минимум 10 минут. А как же фотосессия и приветственные рукопожатия ? Это еще 2-3 минуты. Никаких паспортно-визовых процедур в таких случаях не предусматривается. При посадке в 11.00 делегация с трудом успевала на место во время. То есть, если наши рассчеты верны, то, самолет не просто опаздывал...

При посадке в тумане самолет зацепился за вершины деревьев, потерял высоту и упал в лесу, не долетев до взлетно-посадочной полосы меньше километра.
Видимость в зоне падения лайнера из-за сильного тумана была не более 400 метров, а минимум для этого аэродрома составляет 1000 метров. По сведениям издания Dziennik Gazeta Prawna командир экипажа Аркадиуш Протасюк слишком поздно понял, что самолет находится близко к земле.

Он сначала попытался перевести лайнер во взлетный режим, но на это было нужно 10 секунд. В момент падения лайнер успел набрать лишь 60% необходимой для взлета мощности. Также газета пишет, что после того, как Протасюк понял, что взлет самолета невозможен, он попытался посадить лайнер на брюхо. Он успел поднять нос лайнера, чтобы не войти в землю «штопором», утверждает издание.

Они знали, что падают: последние слова польских пилотов сохранил бортовой самописец. Запись с чёрных ящиков - у экспертов. Но фразы из предсмертного разговора не публикуют из соображений этики. Это уже не переговоры с диспетчером. До катастрофы - мгновения, и экипаж понимает - борт №1 разобьётся.

Жесткая посадка не получилась, потому что лайнер зацепил крылом дерево и треть крыла отломилась. Когда Ту-154М коснулся хвостовой частью земли, его закрутило вокруг своей оси, он развалился на части и загорелся.

Странности с количеством.

Через четыре дня МЧС уточнило, что всего погибло 97 человек.

Делегация состояла из 89 человек ( http://wyborcza.pl/1,75478,7752578.html?as=1&startsz=x ), но одна представительница польской стороны (ее имя Зофия Грушницка-Густ) не успела на самолет. Судя по всему, ее место занял кто-то из тех, кто был уже в аэропорту. При этом в списке обозначено, что экипаж состоит из 7 человек.

На борту самолета Ту-154, разбившегося под Смоленском, находились 97 человек, а не 96, как сообщалось ранее (МЧС в среда 14 апреля). Откуда взялась эта цифра ?
На официальном сайте МЧС значится вот такой список http://www.mchs.gov.ru/emergency/detail.php?ID=31710 . В лайнере были 89 пассажиров и восемь членов экипажа. При этом, личность одного пассажира на тот момент уточнялась. Вероятно, это тот, кто "подсел" на государственный борт № 1 вместо опоздавшей дамы. Кстати, как сообщил «Интерфаксу» , 14 апреля,представитель штаба по опознанию, двух людей, которых опознали родственники, не было в списке пассажиров разбившегося лайнера.

Но как же списки из польской газеты? Разночтения в списках и фактических людях на борту литерного рейса вызывают естественный вопрос, а как вообще все это было организовано в Варшаве ?
Вообще-то при посадке на такой борт существует система допуска и самые точные списки на посадку всегда находятся у службы безопасности, отвечающей за мероприятие.

Примечательно, что брат Качинского Ярослав буквально накануне отменил свой визит из-за болезни матери.
Есть мнение, что что при этом пилоты не стали информировать о своем решении президента Качиньского и остальных высокопоставленных пассажиров, что с точки зрения экспертов QSec является весьма спорным утверждением,так как командир экипажа Борта №1 любой страны обязан информировать начальника охраны, а тот, в свою очередь Президента о своих решениях, даже при самых незначительных обстоятельствах, которые могут повлечь негативные последствия в полете, не говоря уже о серьезных затруднениях с посадкой самолета.
Это должно было быть сделано еще в Варшаве,когда запрашивали погоду, но судя по тому, что вылет задержался общая реакция лиц, принимающих решения была едина. Лететь и садиться.

В практике работы 9 Управления КГБ СССР в подобной ситуации командир корабля согласовывает свои действия с пассажиром №1. Как можно доверить риск потерять борт с охраняемым лицом пилоту, с точки зрения теории обеспечения личной безопасности главы государства, остается открытым вопросом. Эти обстоятельства должны быть отражены в руководящих документах подразделения государственной охраны. Точно так же, как и команда на взлет, которая не может быть отдана без ведома пассажира №1.

Сотрудники Бюро охраны правительства, погибшие в катастрофе
(из официального списка делегации):

Funkcjonariusze BOR

JAROSŁAW FLORCZAK
ARTUR FRANCUZ
PAWEŁ JANECZEK
PAWEŁ KRAJEWSKI
PIOTR NOSEK
JACEK SURÓWKA
MAREK ULERYK
DARIUSZ MICHAŁOWSKI

По мнению экспертов QSec, как бы там ни было, но в любом случае пилот не имеет права принимать подобные решения самостоятельно. Любой риск должен оговариваться с охраняемым лицом. Ссылки на международные правила, гласящие, что только пилот имеет права принимать решения в случае с высокими охраняемыми лицами на борту не имеют смысла, когда на борту охраняемые лица. Это не обычный пассажирский рейс. Не пилоту решать судьбы его руководителей.

Но кто или что решило судьбу литерного рейса ?
Как говорили латиняне - Is fecit, qui prodest - сделал тот, кому выгодно. Но кто или что это и почему столько смертей в один момент вообще бывает выгодно ?

Весьма оперативно был создан раздел в Викепедии и все основные моменты трагедии к сегодняшнему дню там отражены достаточно детально. Его легко можно найти по ключевым словам.

На 29 апреля Прокуратура Польши рассматривает четыре версии крушения самолета Ту-154 под Смоленском – об этом сообщает AP со ссылкой на заявление прокуроры. Следователи считают, что причинами крушения могли стать: технические неполадки самолета, ошибка пилотов, неправильные действия наземных служб – польских или российских - и вмешательство третьих лиц.

Ожидается, что о причинах катастрофы будет говорить и премьер-министр Польши Дональд Туск. Накануне он заявил, что вполне вероятно, что причиной падения самолета стал выход из строя приборов воздушного судна или же взрыв на борту. В то же время польский премьер отметил, что не следует опережать события и "бежать впереди следствия". Премьер проинформировал, что некоторые устройства лайнера перестали работать 10 апреля в 10 часов 41 минуту по московскому времени, то есть за 15 минут до предполагаемого времени падения самолета.

В комметариях собираются факты из СМИ, которые помогут составить более или менее реальную картину для аналитических выводов, которые будут опубликованы после окончания официального траура в Польше.

Из открытых источников с 10 апреля по текущий день - QSec.

Комментарии (1)

Аватар пользователя commander

GZT.RU 8 июля 11:08

Бывший президент Польши Лех Качиньский, возможно, был пьян во время перелета в Смоленск, заявил депутат польского парламента Януш Паликот. По его мнению, именно поведение выпившего президента могло привести к авиакатастрофе. Заявления Паликота уже вызвали возмущение в политических кругах Польши.

Бывший президент Польши Лех Качиньский мог находиться в состоянии алкогольного опьянения на борту самолета, летевшего в Смоленск 10 апреля. И поведение пьяного Качиньского могло стать одной из главных причин крушения самолета, в котором погибло в общей сложности 96 человек. С таким скандальным предположением выступил депутат партии «Гражданская платформа» Януш Паликот, мультимиллионер, разбогатевший на алкогольной индустрии.

«Теория о том, что поведение Леха Качинского стало одной из главных причин (авиакатастрофы.— GZT.RU), в настоящее время является наиболее вероятной. Нет никаких оснований для других предположений,— заявил Паликот 7 июля.— Необходимо установить, находился ли Лех Качиньский на борту в состоянии алкогольного опьянения и почему он опоздал на рейсна 25 минут».

Кроме того, Паликот в своем блоге подверг сомнению сексуальную ориентацию Ярослава Качиньского, предположив, что он является скрытым геем.

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"