11 Дек, 2017

"Записки учащегося" от ПТВ Глава 4. Всеобщее информационное поле. Часть 4

Окончание четвертой главы материала глубокоуважаемого источника ПТВ, который раскрывает некоторые аспекты взаимодействия человека с такой частью мироздания как информационное поле. Особенный интерес с точки зрения портала вызывает восьмая часть четвертой главы - "О совершенном обществе".

Безопасность на транспорте: проблемы московского метро

Одной из самых обсуждаемых СМИ тем в этом году стала тема национальной безопасности. Безжалостные террористические акты в мирных городах – трагическая примета нашего времени. Бессмысленная, на первый взгляд, жестокость террористов преследует определенную цель. Эта цель – угроза личной безопасности каждого человека, и, в конечном итоге – стабильность страны.

Одной из важнейших составляющих национальной безопасности любого государства является безопасность на транспорте. Ведь от 50 до 70% всех терактов совершается именно в общественном транспорте: в поездах, самолетах, на станциях и в вагонах метро.

Москвичи помнят взрыв вблизи станции «Тульская» в 1996 году (погибло 4 человека, 15 ранено), трагедию в подземном переходе у станции «Пушкинская» в 2000 году (погибло 13 человек, более 90 ранено) и взрыв на станции «Белорусская-кольцевая» в 2001 году (15 человек ранено). Последним подтверждением печальной статистики терактов на транспорте стали взрывы, прогремевшие весной прошлого года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры». Взрыв в 2004 году 6 февраля «Автозаводская», 31 августа «Рижская», погибло 10 человек.

Ежедневно поезда московской подземки перевозят более восьми миллионов человек. Пассажиры самого массового транспорта нуждаются в защите. Власти пытаются сделать метро более безопасным. К сожалению, не всегда успешно.

Впервые об установке металлодетекторов в московском метро СМИ заговорили в начале 2004 года. Предполагали, что в перспективе арочный металлодетектор будет установлен при входе на каждую станцию и рядом с турникетами. Тем временем у сотрудников УВД появились ручные металлодетекторы, а эксперты-криминалисты получили возможность на практике оценить, как работает экспресс - детектор взрывчатых веществ.

Чтобы понять, насколько эффективным будет арочный металлодетектор и детектор взрывчатых веществ, планировали установить оборудование в отдельных служебных помещениях метро. Вроде бы даже разработали пилотный проект, закупили и смонтировали оборудование…

Первый блин, как обычно, получился комом. Детекторы взрывчатых веществ показывали недостоверные результаты на ветреных станциях. С успехом применяемый в аэропортах арочный металлодетектор оказался бессильным в метро перед огромным потоком людей.

Сегодня проход через турникет занимает несколько секунд. Перед тем, как пройти арочный металлодетектор, пассажир должен выложить из карманов ключи и монеты, поставить на ленту ручную кладь. После прохода, в случае срабатывания металлодетектора, пассажира дополнительно осматривает охранник с ручным металлодетектором. Все эти операции требуют времени. Несколько секунд прохода в метро превращаются в несколько минут.

За пассажиром уже скопилась толпа. А теперь представьте, что на два или три турникета приходится всего один арочный металлодетектор. И не забудьте, что работа оборудования нарушается электромагнитными помехами, которые создают электросети, электродвигатели, генераторы, трансформаторы и даже люминесцентные лампы.

Итак, идея установки стационарных металлодетекторов на станциях метро оказалась провальной. А что же детектор взрывчатых веществ? Есть ли возможность модифицировать его работу в соответствии с условиями метрополитена?

Существует специальное оборудование – адсорбционные сенсорные датчики, определяющие наличие взрывчатки при попадании всего одной молекулы вещества. Когда, спустя 4 года после первого эксперимента, силовики предприняли еще одну попытку установки детекторов взрывчатых веществ, они использовали именно эти датчики.

Эксперимент оказался успешным лишь частично: при правильном выборе места для установки детектор взрывчатых веществ работает в условиях станции метро. Правда, толку от этого немного – для предотвращения теракта злоумышленника нужно выявить не на станции, а на входе, но там слишком ветрено, и датчик не срабатывает…

Меж тем, проблема становится все более актуальной. Комплексная система обеспечения безопасности на транспорте, согласно Указу президента, должна стать единым отлаженным механизмом.

Кое-что уже сделано. На всех станциях установлены колонны экстренного вызова и специальные контейнеры для размещения подозрительных предметов до приезда саперов, вагоны метро оснащаются системами видеонаблюдения, усилено патрулирование станций.

Однако, важнейшая проблема – выявление и обезвреживание террориста при входе в метро – пока так и не решена. В настоящее время реализуется очередной проект по установке металлодетекторов в ремонтируемом вестибюле на станции «Лубянка». А мы надеемся, что техническая мысль преодолеет трудности и сможет обеспечить эффективную работу оборудования в сложных условиях московского метро.

Станислав Радзиевский

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"