11 Дек, 2017

"Записки учащегося" от ПТВ Глава 4. Всеобщее информационное поле. Часть 4

Окончание четвертой главы материала глубокоуважаемого источника ПТВ, который раскрывает некоторые аспекты взаимодействия человека с такой частью мироздания как информационное поле. Особенный интерес с точки зрения портала вызывает восьмая часть четвертой главы - "О совершенном обществе".

Бронеавтомобиль как элемент личной безопасности

В последние годы российские бизнесмены и руководители различных уровней уделяют все больше внимания безопасности, при этом упор делается на эффективность используемых охранных средств. Бронированный автомобиль – это не страховой полис, но один из серьезных элементов личной защиты, встроенных в общую систему безопасности.

Необходимо уточнить, что имеется в виду под термином «бронеавтомобиль». Это специально оборудованный автомобиль, предназначенный для отражения вооруженного нападения, при котором применяется огнестрельное оружие и взрывные устройства.

ИНДУСТРИЯ

Производство и распространение в России «гражданских» бронеавтомобилей – относительно новая тенденция. Если в недавнем прошлом такие автомобили использовались для обеспечения охраны только высшими эшелонами власти, то сегодня в эксплуатации этих транспортных средств заинтересованы банковские структуры (инкассация), органы правопорядка, а также широкий слой населения, связанный с безопасностью коммерческой и производственной деятельности.

Учитывая все сложности приобретения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта бронеавтомобилей необходимо понимать:

Цель приобретения (использования) бронемашины (инкассация, транспортировка денежных средств и ценностей, сопровождение, перевозка особо важных персон или иные цели, для достижения которых необходим бронеавтомобиль);

Нагрузка которую будет нести автомобиль при эксплуатации;

Стоимость - какую сумму готова потратить организация или персона для решения поставленной задачи;
Имидж - важен ли вопрос престижа: нужна дорогая иномарка или автомобиль может быть скромным или бывшим в использовании;

Безопасность - каков необходим уровень безопасности, защищенности автомобиля (по классам или видам патронов/оружия, по защищаемым объемам);

Надежность - каковы требования к уровню технической надежности (вопрос степени важности выполнения обязательств перед клиентами, наличие автомашины для подмены) и оснащенности средствами связи и дополнительными системами;

Сервис - каковы требования по ремонтопригодности и близости станции технического обслуживания данной модели, уровню стоимости ТО и запасных частей, частоте проведения регламентных работ, наличию гарантийных обязательств;

Экономичность - себестоимость использования собственного автомобиля, возможность аренды, целесообразность аутсорсинга.

ВЫБОР

Одним из важных вопросов при выборе броневика является непосредственно сам процесс его бронирования который принципиально разделяется на два вида: заводское и послезаводское.
Заводское бронирование отличается тем, что несущие элементы кузова, ( стойки, лонжероны, рама, подрамники и т.д.) изначально выполнены из металла подготовленного для установки бронеэлементов составляющих бронекапсулу.

Устанавливаются и некоторые специально усиленные узлы тормозной системы, подвески. Такое бронирование на специальном мелкосерийном конвейере делают лишь несколько самых крупных фирм: DaimlerChrysler, BMW, Audi, GM.

Положительные факторы: низкий вес при качественном бронировании, сохранение многих ходовых качеств и параметров систем максимально приближенными к обычным небронированным моделям, гарантия завода-производителя.

Минусы: сравнительно высокая цена самого автомобиля и несколько большие затраты на ремонт и обслуживание. Ведь в ремонте такие автомобили намного дороже своих собратьев, даже бронированных, но использующих стандартные детали. Замена крыла или бампера при обычном ДТП становится делом дорогостоящим и долгим, потому что часто детали приходится изготавливать на заказ. цена на такие детали монопольно диктуется заводом.

Послезаводское бронирование производится практически всеми остальными фирмами и специализированными организациями. Базовая машина, выбранная или поставляемая заказчиком, разбирается, бронируется и собирается вновь с максимальным сохранением деталей кузова и салона, если не оговорены какие-либо изменения.

Однако необходимо понимать, что наиболее значительным фактором безопасности является довольно тонкий компромисс между техническими возможностями базового автомобиля, соответствующим уровнем защиты от определенного рода воздействий и ценой. Чтобы названные составляющие находились в гармоничном единстве, необходимо решить целый ряд противоречивых вопросов. Речь идет о тщательно адаптированной и грамотно спроектированной конструкции автомобиля под увеличенную массу (или неблагоприятную развесовку по осям), минимизации, по возможности, отрицательного воздействия дополнительной нагрузки на ходовые качества его пассивную безопасность и коррозионную стойкость кузова, трудоемкость технического обслуживания и стоимость комплектующих.

Положительные факторы: срок изготовления автомобиля значительно меньший, чем у производителя заводских бронеавтомобилей, при отсутствии гарантии производителя базового шасси изготовитель послезаводского бронирования вынужденно предоставляет свою гарантию, что сокращает срок решения гарантийных вопросов, стоимость такого броневика может быть на порядок ниже заводского бронеавтомобиля.

Минусы: отсутствие гарантии в регионах СНГ, относительная надежность бронеавтомобиля по сравнению с заводским бронированием, неминуемые, но решаемые сложности с обслуживанием базового шасси.

ТИПЫ И СТАНДАРТЫ БРОНИРОВАНИЯ

Различаются три типа бронирования:

  • Скрытое (внутреннее)
  • Полускрытое
  • Наружное (внешнее)

    У машин с наружным (внешним) бронированием защитные панели навешиваются на базовый образец или являются наружными элементами его конструкции. В этом случае броневик достаточно прост в изготовлении, не связывает по рукам и ногам своих создателей в поисках нужных технических решений, да к тому же относительно дешев и используется в основном в инкассаторских автомобилях. Кроме того, сугубо утилитарный, заведомо грозный вид сейфа на колесах должен производить на потенциальных злоумышленников устрашающее воздействие.

    Полускрытое бронирование мало что меняет во внешней архитектуре автомобиля, но в то же время не очень-то стремится закамуфлировать защитные атрибуты дорабатываемой модели, особенно когда речь идет о салоне.

    Скрытое (внутреннее) бронирование предполагает такое размещение спецзащиты внутри готового автомобиля, которое не нарушает его наружной эстетики. Отличить данный образец от исходного могут лишь знатоки. Подобное изделие, как правило, влетает заказчику в копеечку, а посему владельцами такого рода броненосцев становятся в основном учреждения, не заинтересованные в афишировании перевозок ценных грузов.

    Способы бронирования различаются особенностями технологии и затратами на производство единицы продукции. Даже одни и те же модели автомашин, бронированные по разным технологиям, отличаются друг от друга техническими характеристиками, сервисными возможностями (ремонтопригодностью), внешней привлекательностью, эргономичностью, безопасностью и долговечностью.

    Следующим важным вопросом при выборе бронеавтомобиля являются защитные характеристики которые складываются из качеств выбранных материалов и правильного их применения с целью максимальной защиты пассажиров и перевозимых грузов. Выбор защитных материалов достаточно широк; при этом все они подразделяются на:

    непрозрачную броню: к ней относятся легированная сталь (моногенная – закаленная с одной стороны, гетерогенная – закаленная с двух сторон), сплавы цветных металлов, керамика;
    многослойные полимеры (кевлар, нейлон, фибергласс), а также «сэндвичи» с самыми разнообразными комбинациями вышеперечисленных материалов;

    многослойные пулестойкие стекла: силикатная и органическая основы, различные способы упрочнения, разные сроки и условия эксплуатации.

    Традиционно толщина каждого из материалов указывает на уровень защиты от конкретных видов оружия, чем и определяется степень защищенности автомобиля в целом.

    Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50963-96 дает четкие формулировки:

    Броневая защита должна составлять согласно п. 5.1.5 вышеуказанного ГОСТа «… должна обеспечивать сохранность не менее 85% суммарной защищаемой площади передней, боковой и задней проекций автомобиля…»

    Настоятельно не рекомендуется так называемое фрагментарное бронирование, когда автомобиль бронируется не полностью, а частично, местами, в надежде на «русский авось». Для качественной защиты не должно быть полумер.

    Достаточно широк выбор дополнительного оборудования, которое может устанавливаться на бронеавтомобили для создания внутреннего комфорта и возможности работать. Это различная аудио- и видеотехника, компьютеры, аппаратура связи и средства ее защиты, сканеры защиты от установки на бронеавтомобиле взрывчатых веществ или устройств, приборы для обнаружения скрытого слежения за машиной и снайперов. Роскошные кожаные кресла, отделка салона деревянными панелями, кожей. Все это продиктовано не только необходимостью защиты пассажиров, но и стремлением создать оптимальные условия для работы.

    В любом случае, необходимо отдавать себе отчет в том, что приобретается бронемашина, эксплуатировать и тем более продать которую будет непросто. Следовательно, при планировании такого расширения автопарка целесообразно позаботиться и о приглашении на работу специалиста по эксплуатации данного вида транспорта.

    В целях безопасности охраняемого лица также желательно, чтобы бронированный лимузин по своему внешнему виду ничем не отличался от базового варианта. Согласно российской статистике, которая во многом совпадает с аналогичными зарубежными данными, около 80% нападений на VIP-персоны происходит в те моменты, когда они находятся в своих автомобилях или в непосредственной близости от них. Нападение может произойти в любой момент и в любом месте – при посадке, на трассе, на остановках и перекрестках, на мостах и под ними, при высадке, то есть тогда, когда удобнее атакующим. Можно сказать, что «броневик» – наиболее эффективное из доступных средств защиты в данной ситуации.

    ПРЕДПОЧТЕНИЯ

    Какие бронированные автомобили пользуются популярностью сегодня? Многое зависит от региона . ЮФО наиболее востребованы Toyota (Land Cruiser), Москва и Северо-Запад больше используют Audi, Chevrolet, Mersedes. Конечно, на первых местах – роскошные автомобили известнейших производителей. Затем идут бронеавтомобили с кузовом, удлиненным для более комфортабельного размещения пассажиров и оборудования.

    По оснащению они имеют все, что и их небронированные собратья, и по виду почти не отличаются. Далее идут полноприводные рамные внедорожники для уверенного передвижения по загородным трассам (и не только летом), для дальних поездок и сопровождения автомобилей VIP-персон. Хотя необходимо отметить что последнее время все ярче тенденция совмещения в одной машине имиджа, полноприводности и лимузина (Сабурбан или Эскалейд с увеличенным по высоте до уровня рейлингов пространства салона бронеавтомобиля )

    Что необходимо учитывать при выборе и покупке бронеавтомобиля.

    Подобрать бронемашину, наиболее полно отвечающую требуемым характеристикам, – задача непростая. Выбор в данном случае – это поиск компромиссного решения. Идеального автомобиля, как известно, не существует. Обычно покупатели бронированных автомобилей полагаются на хорошую репутацию производителей. Однако весьма полезно учесть некоторые рекомендации.

    Кто продавец.

    Является ли продавец производителем товара или посредником? Есть ли у него база, специалисты для проведения ремонта и обслуживания данных автомобилей? Каков срок поставки деталей и элементов конструкций при необходимости их замены? Немаловажным фактором, влияющим на выбор бронированного автомобиля, является сохранение гарантии изготовителя базового шасси, способных квалифицированно выполнить ремонт или обслуживание именно бронированного автомобиля.
    Технология бронирования.

    Не позволяйте продавцу вводить вас в заблуждение различными стандартами на броневые материалы, существующими в разных странах. Уровни безопасности похожи только приблизительно. Испытательные процедуры различаются, а сами бронематериалы могут иметь неодинаковую толщину и качество.
    При испытании броневых материалов на прочность необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

    • расстояние от броневой плиты до точки выстрела;
    • размер и толщина броневой плиты;
    • число произведенных выстрелов;
    • были это одиночные выстрелы или очереди из автомата;
    • угол атаки к бронированной плите;
    • вид боеприпаса;
    • скорость пули;
    • температура броневых плит.

    На все это есть ГОСТ – сравнивать можно лишь наши стандарты и иностранные.

    Один раз увидеть.

    Желательно лично ознакомиться с производством бронированных автомобилей (если имеется такая возможность), посетить производственные мощности и испытательные полигоны, проехать или посидеть в готовом автомобилей (хотя бы для того, чтобы понять его эргономику) .

    Если при выборе бронеавтомобиля у вас возникли какие-то сомнения, обязательно проконсультируйтесь со специалистами и постарайтесь получить максимально объективную и полную информацию по всем интересующим вопросам. Также полезно ознакомиться с опытом использования аналогичных бронемашин в фирмах – партнерах продавца.

    И в заключении хотелось бы сказать, что сам по себе бронеавтомобиль передвигаться не может. Чтобы управлять данной техникой и эффективно использовать заложенный в нее потенциал, водителю необходимо обладать специальными знаниями и навыками. Примером этого является компания ВMW в которой в стоимость автомобиля включена подготовка водителя с практической отработкой навыков вождения, а также курсы водительского мастерства, организованные совместно силами НАСТ "Северо-Запад" (Санкт-Петербург) и ООО «Бронеавтомобили» Если вы решились на приобретение бронеавтомобиля, то целесообразно уделить должное внимание вопросу, кто будет им управлять.

    Региональный директор НАСТ "Дон"

    Сергей Менялов

    Советник по спецавтомобилям и бронетехнологиям НАСТ России

    Светлана Бочкарева

  • Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

    При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
    Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
    Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
    Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
    О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"