20 Мар, 2017

Ирина Кострова "Познание" Папка № 2

В данной главе много места уделено результатам работы небольшой группы операторов-учеников под руководством Проводника-синтезатора. К сожалению, не всегда был полным состав группы, а иногда не было достаточного интереса учеников к теме занятий, что снижало качество и объём получаемой информации. Но и при этом условии Проводник-синтезатор должен суметь дополнить и изложить общие представления по рассматриваемым вопросам.
31 Янв, 2015

Д.Н.Фонарев О музыке и не только. Часть 2

Мы публикуем вторую часть беседы С Дмитрием Николаевичем Фонаревым о философских началах творчества, как процессе отражения человеком окружающей его действительности.

Qsec - Если говорить о музыкальном творчестве, то с чего же началась работа в столь необычном для Вас, в понимании обывателя, направлении ?

ДНФ - Как ни странно, но поиск, позволю себе выразиться привычным для меня термином, «творческой или, точнее, созидательной технологии» я начал с доступных для изучения исторических параллелей и фактов. Мне было нужно понять, откуда это все пришло, как это было и каковы исторические ключевые моменты в области творчества.

Мне посчастливилось побывать во многих уголках старой Европы Именно старой, античной и средневековой. Гиды всегда старались удивить своих подопечных чем-то необычным, тем, чего нет в официальных путеводителях. Да и потом доброе общение с теми, кто живет в той или иной местности всегда дает то, что в последствии нередко становится связующими звеньями в цепи определенных событийных рядов. Будь то история телохранителей от греческих царей, которые выбирали своих бодигардов среди победителей олимпийских игр, или история «темперирования» музыкальных инструментов, которые сегодня доминируют в музыкальном творчестве.
В частности меня удивило то, что например, Собор Парижской Богоматери строился почти четыреста лет, свое «Кольцо Нибелунга» Рихард Вагнер писал пусть и с перерывом, но двадцать шесть лет, при этом он сам писал и либретто, в Катании в музее Винченцо Беллини гид рассказал, что свою «Норму» Беллини писал три года и многозначительно добавил, что сам композитор говорил что « он потратит на нее столько времени, сколько потребуется, чтобы довести ее до совершенства».

Qsec - А насколько глубоко Вы изучали русское классическое музыкальное наследие ?

ДНФ - Безусловно, этот информационный пласт для меня всегда является базовым в музыкальных вопросах. Конечно, я не знаток достаточно подробно изучил детали и особенности русской музыкальной школы. Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский–Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов и конечно, основоположник русской композиторской школы Михаил Иванович Глинка. Особенно меня заинтересовал и биографические подробности и творческое наследие Александра Порфирьевича Бородина – профессионального ученого, профессора химии, создавшего оперу «Князь Игорь» и Богатырскую симфонию.

По иронии судьбы мне довелось слышать много из произведений великих русских композиторов в исполнении оркестра Государственного Академического Большого Театра СССР. Дело в том, что в середине восьмидесятых годов прошлого века руководство КГБ приняло решение о реконструкции особой ложи ГАБТ. И я на три месяца принял дневной пост в этой ложе, обеспечивая контроль за безопасностью производственного процесса, который не прерывался даже в вечернее время работы театра. План был строг и все нужно было сделать вовремя. Рабочие второй смены делали перерыв, а я направлялся в ложу и из дальнего угла с интересом наблюдал за сценическими действиями и слушал прекрасный оркестр.
К самому оркестру у меня со времен КГБ был особый интерес. Не только в ГАБТе , но и в Кремлевском Дворце Съездов и в московских театрах, где предусмотрена оркестровая яма, во время посещения охраняемых лиц всегда выставлялся пост «девятки». Вот меня туда определили, казалось пожизненно…

Я имел два часа на ознакомление с самой ямой и два-три часа на нахождение в оркестре во время исполнения им произведения. Ощущение, которое очень сложно передать, когда ты смотришь на музыкальное волшебство со стороны, находясь внутри его. Что уж тут говорить о звуке…
Во время моей «работы» в оркестре меня никогда не покидало впечатление, что сосредоточенные на магии дирижера музыканты не то, чтобы привыкли к звуку, но каждый из становился частью музыки и на ее восприятие как слушателя, у них просто не было ни настроя, ни внутреннего пространства. Ну а я только теперь могу понимать как мне на протяжении восьми лет посчастливилось именно так слушать музыку. И это не репетиции оркестра. Это волшебство творчества, которое спустя почти тридцать лет меня заинтересовало. Эдакий отложенный эффект воздействия. Но ничего не бывает случайно.

Поэтому мне и стало интересно как создавалось то, чего я слушал будучи специфическим участником профессионального оркестра. Иными словами, как работает человеческая мысль.
Конечно, я не музыкальный эксперт и никоим образом не претендую на исследования в этой области. И когда я поглубже погрузился именно в «технологию» создания симфонической музыки, то для меня стало открытием, что композиторы пишут клавир, а потом занимаются оркестровкой. Причем, именно для оркестровки могут приглашаться другие композиторы. Конечно, для знатоков музыки это не секрет, но для меня это было интересным фактом.

Иными словами в создание произведения вкладывались мысли многих людей, не говоря уже об исполнении, где каждый музыкант под строгим руководством дирижера вносит свой вклад в общее дело. То есть, как рождается музыкальное произведение, мне в общих чертах стало ясно.

Но вот как музыкальное произведение становится именно таковым, что заставляет людей столетиями обращать к нему свое внимание, что делает музыку именно музыкой, почему она на протяжении веков имеет верховную доминанту в духовном творчестве цивилизации нужно было еще понять.

Qsec - И Вы нашли ответы на эти вопросы ?

ДНФ - Для себя могу с уверенностью сказать, что да. И вот тут как раз пришли на помощь те самые технологии метаконтакта о которых мы уже говорили. Имея возможность задать вопрос на реальный канал, я попросил специалистов ответить на вопрос: “В чем разница современной, и той, что традиционно называют “классической” музыкой по сути?” Ответ был короткий, как выстрел - “Так сегодня звучит ваша цивилизация”. На вопрос о том, что позволяет музыкальным произведениям сохранять к себе интерес на протяжении столетий и почему люди называют их гениальными, был получен ответ от другого оператора информационного канала.
Если собрать значительную часть маткриалов по “гениальности”, полученную по каналу, то суть ответа заключалась в следующем :

«В основе любого духовного творчества человека заложено его стремление выразить свое отношение к окружающей действительности. Будь то проза, живопись, графика, скульптура и архитектура, театр и так называемый перфоманс, кино или музыка. В любом случае человек должен совершить работу. Такая способность является одним из фундаментальных качеств человека, как неотделимой части всего мироздания.

Любой человек, движимый личным интересом, как осознанной потребностью, в рамках своего сознания, персонального умения и навыками владения тем или иным инструментом (кисть, перо, скрипка или технология, как, например в кино) так или иначе способен воссоздает образы, которые ему близки в доступный для творчества момент или период.

То же самое по своей сути происходит и в процессе научного познания человеком действительности, с тем, что лежит в области знаний, открытий и прочими информационными объемами. Все это характеризует степень познания и последующего осознания человеком окружающей его действительности.

В отличие от получения человеком прикладных или научных знаний, его творческая или духовная деятельность не ограничивается рамками рациональности. В этой области деятельности человек имеет неограниченные возможности в самореализации. Почему это и называется творчеством. Однако не нужно думать, что и в творчестве нет пределов.

Своеобразным цензором в творчестве является здравый смысл.

Характерным примером работы этого принципа может служить иллюстрация оценки так называемых современных инсталляций. Когда автор утверждает, что куча мусора, которую он разложил на выставочной площадке – это некий объект, процесс или образ (например «лошадь», «созерцание» или «печаль»), а по сути это остается кучей мусора, то у каждого человека при восприятии авторского творения в той или иной степени срабатывает здравый смысл.

От степени резонанса индивидуального сознания с общепринятым, но не в рамках вашей цивилизации, а в метакосмических масштабах, здравым смыслом, у каждого из вас автоматически и срабатывает механизм восприятия действительности. Кто –то видит названное автором, а кто-то видит просто кучу мусора. В живописи – это калейдоскоп цветов, мазня и вульгарный примитивизм.
В музыке – это просто набор вибрации, шумов, звуков. По сути – безобидный, но не всегда полезный, собственно как и мусор. Имеет право на существование ? Конечно, более того, это УЖЕ создано. Но имеет ли это ценность ? Определяет только здравый смысл.

То же самое происходит и с так называемым у вас «экспериментальным искусством». Искусство не может быть экспериментальным. Искусство – это индивидуальная способность человека передать себе подобным свое ощущение реальности. Как может, так и передает. О каких экспериментах тут может идти речь ? Ключом к восприятию подобного служит только и только «дружба» человека со здравым смыслом.

Что касается «гениальности» того или иного произведения искусства, то она зависит от внутреннего посыла, духовного настроя и желания автора донести дорогое или свойственное, именно ему, чувство реальности до зрителя, слушателя или собеседника. Чем выше по шкале «пси» настройка автора на результат, и чем тем лучше ему это удается. Поэтому и остается его творение в веках. Именно поэтому оно получает статус «классического». Поэтому его веками слушают и смотрят в концертных залах, созерцают в картинных галереях и выставляют на площади городов» .

Собственно эта информация и легла в основу философии реализации творчества музыкальной фантазии, над которой мы сейчас и работаем.

Продолжение следует

Еще материалы на эту тему: 
11 Сен, 2012

Д.Н.Фонарев "693 вопроса по Ноокосмологии"

Мы публикуем ответы Д.Н.Фонарева на вопросы нашей редакции, касающиеся вышедшей книги "693 вопроса по Ноокосмологии. В течении кратчайшего времни работу можно будет скачать на портале наших партнеров "Безопасность 21 век".

02 Янв, 2013

Д.Н.Фонарев. Ответы порталу

В канун Нового Года автору 693 вопросов по Ноокосмологии Дмитрию Фонареву были переданы вопросы, на которые он согласился ответить. На этой ветке можно задать дополнительные вопросы автору.

Комментарии (5)

Аватар пользователя corner

Интересно, будет ли продолжена работа над проектом 693 ? Судя по тексту, тут есть чего добавить...

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"