20 Мар, 2017

Ирина Кострова "Познание" Папка № 2

В данной главе много места уделено результатам работы небольшой группы операторов-учеников под руководством Проводника-синтезатора. К сожалению, не всегда был полным состав группы, а иногда не было достаточного интереса учеников к теме занятий, что снижало качество и объём получаемой информации. Но и при этом условии Проводник-синтезатор должен суметь дополнить и изложить общие представления по рассматриваемым вопросам.

История из жизни.

К нам пришел простой и удивительно чистый по своему внутреннему содержанию и подаче
рассказ об одном эпизоде на «ударной комсомольской стройке» по имени БАМ. МЫ сочли нужным познакомить разделить его с вами.

40-летию начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, посвящается
БАМ неспроста звучно назвали трассой мужества. Трескучие зимние морозы, доходящие до -60 градусов, летний зной, мари, болота, вечная мерзлота, не выдерживала и ломалась самая современная техника. Людям тоже было нелегко: палатки, вагончики, сборно-щитовые бараки с удобствами на улице и смертельные укусы энцефалитных клещей, мухи, комары, гнус. Бамовцы шутили: «У нас 9 месяцев зима-остальное лето». Надо было жить и работать, романтика быстро заканчивалась, и оставался только практический интерес для гражданских строителей: высокая оплата труда, возможность заработать на машину или квартиру.

В 1980 году, когда наступил срок исполнения обещания Генерального секретаря ЦК КПСС, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, я служил офицером железнодорожных войск на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а в обиходе, «на БАМе».

Наш батальон связи передислоцировался из города Сковородино, Амурской области в поселок Горин Солнечного района Хабаровского края. Мы поселились в уникальном месте: - на скрытом от посторонних глаз аэродроме «подскока», то есть посадки и дозаправки дальневосточной авиации.

Вокруг стояла тайга, на вечной мерзлоте, летом, оттаивали болота, где на отдельных возвышенностях росли отменные грибы.Вдоль километровой взлетно-посадочной полосы стояли солдатские казармы, а по другую сторону сборно-щитовые здания штаба и жилья для офицеров, прапорщиков и их семей. Тем, кому не досталось жилья в сборно-щитовом доме, жили в вагончиках.

Клуб, вагон-баня и магазин Военторга, составляли небольшие радости жизни, отдаленной от цивилизации крупных городов.

Необходимо отметить, что сам аэродром был загадкой и чудом инженерной мысли. Во первых, он был построен пленными японцами, после разгрома Квантунской армии в 1945 году. Во вторых, он был построен на болоте из бетонных шестигранников, длиной (глубиной) 2 метра, в них была встроена система дренажных отверстий, которая свыше 30 лет позволяла аэродрому на болоте сохранить способность принимать самолеты и вертолеты военной авиации Дальневосточного военного округа. В третьих вокруг аэродрома (по рассказам жителей поселка Горин) находились длинные холмики могил пленных японцев, не доживших до окончания строительства уникального аэродрома.

Несмотря на зимние морозы, летнюю жару с комарами и гнусом, духовный гнет армейской жизни, многие молодые офицеры стремились читать, но в библиотеке части было немного новинок и хорошей классики. Купить хорошую книгу можно было в крупных городах или оформить подписку на издание какого-либо классика. Мой старший товарищ, секретарь партийной организации части, Паша Тихомиров, часто соблазнял меня стопками новых и хороших книг, которые он доставал неизвестно где.

Однажды он выдал свой секрет, что покупает книги в киоске «Союзпечать» на привокзальной площади. Хозяйка (продавщица) киоска, 35 летняя, обаятельная мать-одиночка, за доброе отношение к ней вежливого Паши Тихомирова, отдавала ему не распроданные книжные новинки. Киоск стоял в семидесяти метрах от здания старого железнодорожного вокзала, на перроне, чтобы проезжающие пассажиры, во время остановки и местные жители в рабочее время, могли купить свежие газеты, книги, сигареты и небольшой ассортимент канцелярских принадлежностей.

Однажды эта хозяйка газет и журналов, пожаловалась Паше Тихомирову, что её киоск регулярно грабят, живущие на вольном поселении, заключенные, работающие на лесоповале и на поселковых стройках. Трехэтажное здание общежития, этих «вольнопоселенцев» находится недалеко от вокзала, и они ножом , в ночное время, вскрывают хлипкие двери киоска и уносят всю сигаретно-папиросную продукцию, несмотря на то, что в семидесяти метрах, в здании железнодорожного вокзала дежурит милиционер. Около половины зарплаты у неё вычитывают за украденное «зеками» курево, и ей было не на что жить и обеспечить дочке сносное житье.

Паша Тихомиров, зная, что я увлекаюсь радиолюбительством, собираю цветомузыкальные приставки к приемникам, попросил меня сделать простую и эффективную охранную сигнализацию для киоска, чтобы милиционеры с вокзала могли услышать, что киоск грабят и задержать грабителя. За это он пообещал допуск к покупке хороших книг «по блату».

Для меня было не трудно сделать и установить в киоске «ревун», большой громкоговоритель, который начинал орать, если размыкались входные двери или разрывали очень тонкую проволоку на стекле или стенках киоска. Звук этого рупора был слышен на вокзале в любую погоду. Я научил включать и отключать охранную сигнализацию хозяйку киоска и ушел пораженный её женской красотой и большими печальными глазами.

Служба меня бросала в разные места на БАМе и по городам СССР, я уехал давно из поселка Горин и через много лет повстречался со своим сослуживцем, Пашей Тихомировым. Разговор пошел об общих знакомых, примечательных событиях и, между прочим, я спросил:- как работает охранная сигнализация, которую сделал по его просьбе и как поживает прелестная хозяйка киоска «Союзпечать». Ответ Паши оглушил меня: - он сказал, что киоскершу, прекрасную мать – одиночку зарезали зеки в отместку за то, что она установила сигнализацию, а очередные грабители киоска, под рев сирены были схвачены милицией, и получили дополнительные сроки. Не такого я ожидал, шокировало это меня настолько, что я на секунду почувствовал себя сопричастным к её гибели.

Конечно, я понял, что просто попал в чужую историю, не я так другой бы сделал эту сигнализацию, просто я делал её от души, для доброго дела и для замечательной женщины, но судьба круто распорядилась моей добротой.

Необходимо сообщить молодому читателю, что в далекие 30-50 годы ХХ века, БАМ строили заключенные «враги народа», и управление лагерей «БАМлаг», входил в систему «Гулага», описанные рядом авторов. Когда на дальневосточную землю прибыли части железнодорожных войск для строительства БАМа в 1974 году, там, в непроходимой тайге уже были проложены автомобильные дороги, построены отдельные мосты и тоннели. Мы встретили жителей таежных поселков, которые занимались лесоповалом и вывозкой леса и состояли из тех, кто составлял «сидельцев» бывшего «БАМлага», и тех, кто их охранял. Это был крутой замес характеров и судеб, граждан нашей Державы.
Сегодня БАМ снова интересен, одних привлекают экономические перспективы, других – влечет история магистрали, в которой есть немало интересных и поучительных фактов.

БАМ в 30-40 годы ХХ века испытывал нехватку рабочей силы, железнодорожные войска не справлялись с нагрузкой. Изначально удалось привлечь только 2,5 тысяч гражданских рабочих, хотя требовалось 25 тысяч. Решение нашлось. Ответственность за строительство БАМа передали особому управлению ОГПУ, и эстафету подхватили «специфические» строители – заключенные БАМЛАГа, среди них было немало известных, талантливых личностей. На строительстве магистрали трудились, например, философ и инженер Павел Флоренский и писательница Анастасия Цветаева, сестра известной поэтессы.
Эта часть нашей истории ждет своего осмысления и описания, для тех, кто так жаждет диктатуры.

3 января 2014 года
г. Красноярск

Ковалев В.Н. – подполковник Железнодорожных войск, академик Международной академии социальных технологий.

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"