16 Дек, 2017

"Записки учащегося" от ПТВ Глава 5. Лестница Иерархов. Часть 1

Продолжение работы ПТВ об основах мироздания. Пятая глава рассказывает о некоторых аспектах иерархических отношений. Иерархия понимается творческой группой портала как порядок подчиненности низших звеньев к высшим, принцип управления в централизованных структурах.

Качиньский. Самолет. Смоленск. Часть 3

Статусные авиакатастрофы.

Как показывает упрямая статистика, случаи гибели лидеров стран в авиакатастрофах – не такое уж редкое явление. Нам помог это установить сайт aeroaccidents.ru

17 сентября 1961 года на юге Африки около аэродрома Идолы потерпел катастрофу самолет DC‑6 «Альбертина». Все 16 пассажиров (пять человек личной охраны – солдаты) и экипаж погибли. На борту самолета находился генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд .

13 сентября 1971 года в Монголии потерпел катастрофу самолет «Трайдент», на борту которого находился Линь Бяо, заместитель председателя ЦК КПК Мао Цзэдуна и министр обороны Китая второй человек в поднебесной, который готовил планы уничтожения лидера страны. Но в стане заговорщиков находится «героическая личность» — это дочь министра обороны Линь Доудоу (за эту «верность партии» она в дальнейшем поплатилась жизнью), которая сообщает компетентным органам о надвигающейся беде. В итоге все планы контрреволюционеров становятся известны Чжоу Эньлаю. Он изменяет сроки поездки председателя ЦК КПК, и Мао прибывает в намеченное место раньше выбранного для взрыва времени.
Через пять недель на место катастрофы прибыла группа экспертов во главе со следователями КГБ — генералом КГБ А.В. Загвоздиным ( тот самый кто вел и дело Ильина о стрельбе 22 января 1969 года по кортежу Брежнева в Кремле - прим. ред.) и военным медиком генералом В.В. Томилиным. Они удостоверили останки генерала.

31 июля 1981 года в авиакатастрофе погиб видный государственный деятель Панамы генерал Омар Торрихос Эррера. Всего на борту легкого двухмоторного самолета находились 7 человек.

19 октября 1986 года в Южной Африке потерпел катастрофу пассажирский самолет Ту‑134А с советским экипажем. Погибли 39 человек, в том числе президент Мозамбика Самора Машел. 4 человека выжили, в том числе и бортмеханик из Ленинграда Владимир Новоселов.
Советская сторона провела собственную оценку всех обстоятельств происшествия и пришла к заключению, что причиной отклонения самолета от курса явилась работа ложного радионавигационного маяка, расположенного за пределами аэропорта Мапуту (считается, что это была преднамеренная и тщательно спланированная акция с целью уничтожения Саморы Машела). В своих рассказах местные крестьяне упоминали об армейской палатке, разбитой на горе, в которую врезался самолет: она размещалась на расстоянии примерно 150 м от останков самолета. По показаниям очевидцев, стоянка покинута на следующий день после катастрофы…

17 августа 1988 года потерпел катастрофу самолет C‑130 «Геркулес» пакистанских ВВС; на борту находился президент Пакистана Мухаммад Зия‑уль‑Хак и посол США в Пакистане Арнольд Рейфел. Всего погиб 31 человек.

16 июня 1999 года в 300 км от Нью‑Йорка, над водами Атлантики, разбился частный самолет «Пайпер Саратога II»; его пилотировал сын бывшего президента США Джон Кеннеди‑младший. Вместе с ним летели его супруга Каролин и ее сестра Лорен Биссет. Сын 35‑го президента США Джон Кеннеди‑младший стал седьмым представителем знаменитого клана, погибшим при трагических обстоятельствах за последние 55 лет.

Аналогия

Но самым интересным фактом имеющим отношение с трагедии под Смоленском оказался факт гибели Владислава Сикорского – в то время главы польского правительства в изгнании. Аналогии – вещь весьма объективная для аналитической базы. То, что было – то было, это аргументы для обывателя. Для аналитика интересны не тлько детали обстоятельств, но скорее отраженные историей мотивы схожего инцидента. По напряжению, трагедийности и значимости эта история заслуживает отдельного рассказа.

4 июля 1943 года рухнул в Гибралтар самолет «Либерейтор». Погибли 15 человек, в том числе глава польского правительства в изгнании Владислав Сикорский, кроме пилота самолета, госпитализированного с переломами ног. Комиссия по расследованию причин катастрофы установила, что самолет упал в воду из‑за отказа рулей управления; от удара о поверхность воды самолет развалился. Вот и все расследование.

За штурвалом самолета находился один из опытнейших пилотов британских Королевских военно‑воздушных сил чех Эдвард Прхал. Он налетал более 4 тысяч часов по этому маршруту и 400 часов на «Либерейторах», бомбардировщиках американского производства; один из них и переоборудовали в пассажирский самолет для миссии Сикорского.

Как обычно при пилотировании большегрузных самолетов, Прхал сразу после взлета пошел на снижение, чтобы набрать скорость перед фактическим набором высоты. В тот день, рассказал Прхал следователям, посетившим его в госпитале Гибралтара через несколько дней после катастрофы, он снизился только до примерно 40 метров над землей. Когда попытался снова набрать высоту, штурвал заклинило. Через минуту после взлета самолет упал в море.

Даже не стали выяснять, почему отказали рули управления. Американцы предложили включить в комиссию своих экспертов, так как самолет их производства и прежде «Либерейторы» не имели подобных отказов. Однако англичане заявили союзникам, что в этом нет необходимости. Опрос свидетелей выявил упущения в охране самолета на стоянке в течение двух часов и необъяснимую потерю во время взлета мешка с почтой, вывалившегося на ВПП.

Следствием поднимался еще один вопрос: почему в тот день Прхал надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к этой мере безопасности? И кто второй человек в спасательном жилете, которого заметили с берега, — он выбирался на крыло упавшего самолета, перед тем как его смыло? Был ли это второй пилот и не планировали ли они с Прхалом покинуть самолет? Сам Прхал не мог объяснить, как на нем оказался спасательный жилет, а также как он выбрался из кабины и оказался в воде.

Что касается мотивов, а их вектор всегда лежит в исторической, а точнее геополитической ситуации текущего времени то, как выясняется, ничто не вечно под луной...

Весной 1943 года лидер польской эмиграции оказался в центре международного скандала, связанного с обнаружением массовых захоронений в Катынском лесу. Тогда в преступлении обвинили только НКВД, хотя сегодня известно, что расстрелы на территории Катыни проводились в период оккупации Смоленской области и немецко‑фашистскими войсками.
Сикорский потребовал от СССР подробного расследования и, не поставив предварительно в известность союзников, обратился в Международный Красный Крест с просьбой послать в Катынь комиссию. В ответ Советский Союз разорвал дипломатические отношения с правительством Сикорского. Слишком прямолинейный польский лидер мог оказаться помехой в большой коалиции против Гитлера.

Новый премьер‑министр С. Миколайчик поклялся закончить дело Сикорского: довести совместно с союзниками войну с Германией до победного конца и установить тесное сотрудничество с ними в деле создания и укрепления прочного мира после войны.
Союзники сразу предупредили Миколайчика, что всякие личные инициативы, вроде обращения в Красный Крест, недопустимы. Антони Иден, британский министр иностранных дел, потребовал от польского правительства в эмиграции признать территориальные требования Советов и возобновить дипломатические отношения с СССР.

Миколайчик не был приглашен в 1943 году на Тегеранскую конференцию, где Сталин договорился с Черчиллем и Рузвельтом создать после войны согласительную комиссию для изучения территориальных вопросов в Европе. В апреле 1945 года Советский Союз создал польское правительство в Москве. Несмотря на протесты Великобритании и Соединенных Штатов, именно это правительство, а не правительство Миколайчика пришло к власти в Польше по окончании войны с Германией.

Европа вновь услышала о генерале Сикорском осенью 1993 года, когда во исполнение решения, принятого польским эмигрантским правительством 8 июля 1943 года, тело его с почестями доставили из Великобритании в Краков и торжественно захоронили в крипте древнего собора, там, где уже стоял гроб его соратника в молодости и соперника в зрелые годы Ю. Пилсудского.

Мы не собираемся тиражировать мистические аспекты вполне уместной исторической параллели. Но считаем необходимым остановиться на главных аналогиях эти двух авиакатастроф :

• наличие мотивов у правительств ведущих мировых держав заинтересованных в реализации собственных интересов в Европе нейтрализовать деятельность действующего руководителя Польши
• оба лидера погибли в авиакатастрофе при обстоятельствах, дающих основания полагать о мотивированном управлении событийными рядами

Это не доказательства наличия чьей-то злой воли, а лишь аналогии, игнорирование которых в серьезной аналитике избегать не принято. Насколько основания полагать о мотивированном управлении событийными рядами являются достаточными, можно (опять же субъективно) субъективно судить после исследования известных фактов о произошедшем. Напомним, что официальные трактовки тех или иных фактов всегда будут иметь штрихи тенденциозности, так как « что произошло, то произошло», исправить прошлоке невозможно, но вот навредить будущему очень легко.

Продолжение следует

Еще материалы на эту тему: 

Качиньский. Самолет. Смоленск. Часть 1

В марте выйдет очередной номер журнала "Менеджмент Безопасности", где как мы и обещали будет опубликован расширенный материал по смоленской трагедии. При этом, история не заканчивается, события продолжают развиваться и эксперты портала на основе поступающей информации будут анализировать событийный ряд, который продолжается в силу закономерности своего развития.

Качиньский. Самолет. Смоленск. Часть 2

Вторая часть публикации содержит краткий анализ сопутствующих факторов от оперативных практиков обеспечения безопасности. Третья часть будет содержать комментарии специалистов по личной охране.

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"