11 Дек, 2017

"Записки учащегося" от ПТВ Глава 4. Всеобщее информационное поле. Часть 4

Окончание четвертой главы материала глубокоуважаемого источника ПТВ, который раскрывает некоторые аспекты взаимодействия человека с такой частью мироздания как информационное поле. Особенный интерес с точки зрения портала вызывает восьмая часть четвертой главы - "О совершенном обществе".

Законы мироздания. Пси-портрет...

На протяжении всей жизни каждого из нас окружают, прежде всего, люди. Все люди на планете связаны энергоинформационными законами мироздания. Та или иная часть людей, описываемая по определенным параметрам отношений как группа, вне зависимости от чего бы то ни было имеет свои межличностные связи.

Группы связаны между собой многочисленными устойчивыми и периодическими связями. Но изначально центральной фигурой в этих связующих построениях выступает конкретная личность. Именно ее характеристики играют решающую роль в межличностных связях в той или иной группе. От способностей и особенностей поведения каждого в постоянно изменяющихся условиях в известной степени зависит и поведение всей группы.
Группа личной охраны не является исключением из этого общего правила, и даже, наоборот, от подбора кадров по прежде всего личностным качествам зависит надежность ее работы. Знание метода подбора и расстановки кадров входит в обязанности каждого руководителя спецподразделения – от оперативных подразделений до подразделений, обеспечивающих личную безопасность охраняемых лиц.

События в этой жизни, опять же для каждого из нас, накапливаются признаками. Если обратиться к истории, то весьма интересные факты находят свое подтверждение вышеизложенному.
Марат, будучи лидером радикальной фракции в период Великой французской революции, поддерживал и пропагандировал террор как метод достижения политической цели. Молодая нормандка Шарлотта Кордэ, приехав в Париж, попросила аудиенции у Марата. Убедив окружение Марата в важности сообщения, которое юная дева имела при себе, она получила разрешение войти к принимавшему ванну Марату. А затем, намеренно представив ему список якобы его оппозиционеров и дождавшись, пока он перепишет все имена, ударила его ножом в сердце.
Драма запечатлена на картине Жака Луи Давида «Убийство Марата Шарлоттой Кордэ». Через год, 10 июня 1794-го, по инициативе Максимильена (Максимилиана) Робеспьера французский Конвент установил единственную меру наказания за все преступления – смертную казнь и лишил обвиняемых права на адвоката. Начавшийся практически беспредельный разгул насилия подорвал доверие к «Неподкупному» Робеспьеру. Последствия своих террористических новаций он испытал на себе сам. Через месяц, 28 июля 1794 года, по требованию Конвента ему отрубили голову на гильотине.

Давайте задумаемся, а что, собственно, представляли собой эти исторические личности? Какими интересами и мотивами они руководствовались при принятии своих решений, которые привели многих, а в конечном счете и их самих к ранней смерти?

Безусловно, роль личности в любой истории является весьма знаменательной и важной. Будь то история мировая или банально семейная. Именно с точки зрения человеческого материала профессиональные аналитики рассматривают ту или иную ситуацию, причины ее возникновения, протекания или развития. Люди ежемоментно сами создают свою историю, которая в силу фундаментальных законов мироздания для потомков объединяется во всемирную. Покушения или убийства значимых исторических персон не просто меняли ход событий, они являлись и признаками грядущих событий, и примерами для подражания тем, кто стремился делать историю своими руками. Здесь и сейчас.

Интересной с точки зрения рассматриваемой темы является череда мрачных устремлений революционно настроенных экстремистов, направленных прежде всего на убийство российского императора Александра II.

Не знающая аналогов в мировой практике трагическая, но очень знаменательная история началась 4 апреля 1866 года, когда во время прогулки по Зимнему саду из двуствольного пистолета в императора стрелял дворянин Дмитрий Каракозов, участник революционной «Организации» Н. Ишутина. Террорист выскочил в людской коридор, по которому только что прошел император, но стрелявшего толкнул стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров, за что был возведен в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской. Петербургская аристократия наперебой приглашала Комиссаровых к себе. Его возили в каретах из дома в дом, все считали долгом воздать крестьянину почести, о которых он никогда не знал и не понимал их сути. Вскоре Комиссаров пропал, по слухам, вернулся к своему старому занятию – запил. Или «зачертил», как говаривали его дружки – картузных дел мастеровые. От пьянства и скончался. Каракозов был схвачен и 15 августа 1866 года повешен.
Через два года, 6 июня 1868 года, в Париже император Александр II с детьми и французский монарх Наполеон III возвращались с военного смотра на ипподроме Лоншамп. При проезде через Булонский лес карета, где сидели оба императора, была обстреляна поляком Антоном Березовским. Пуля попала в лошадь шталмейстера. Березовский был схвачен. Знаменитая парижская гадалка предсказала тогда российскому императору, что он переживет семь покушений. Ее предсказание сбылось практически на все сто.
2 апреля 1879 года в десятом часу утра император совершал обычную прогулку в Петербурге у Зимнего дворца – пристав (в современном понимании – телохранитель), шедший за ним, почтенно... отстал. Тем временем шедший навстречу незнакомец подошел почти вплотную к царю и, неожиданно выхватив из-под одежды пистолет, выстрелил. Но первая пуля миновала монарха(!), и Александр II, распахнув шинель, зигзагами ринулся прочь от убийцы. Покушавшийся на жизнь императора бывший студент-учитель, народоволец Александр Соловьев успел произвести пять выстрелов. Александр не пострадал, а Соловьева повесили...
После этого покушения Россия по распоряжению монарха была разделена на шесть генерал-губернаторств с предоставлением генерал-губернаторам чрезвычайных прав, вплоть до утверждения смертных приговоров.
Проанализировав все предыдущие попытки и способы убить царя, заговорщики-народовольцы пришли к выводу, что наиболее верным средством будет организация взрыва царского поезда, когда император будет возвращаться с отдыха в Крыму в Санкт-Петербург. Дабы избежать случайностей и неожиданностей, были созданы три террористические группы, задача которых заключалась в закладке мин на пути следования царского состава.
Через восемь месяцев, в ноябре того же года, террористические по своей сути группы готовили взрывы железнодорожного полотна. Первая группа минировала полотно под Одессой, но царский поезд изменил маршрут. Для этой цели член “Народной воли” Михаил Фроленко устроился железнодорожным сторожем в четырнадцати километрах от города. Операция протекала гладко: мина удачно заложена, никаких подозрений со стороны властей. Однако царский поезд изменил маршрут, поехав не через Одессу, а через Александровск. Но этот случай был предусмотрен в плане террористов.
Еще в начале ноября 1879 года в Александровск приехал под именем купца Черемисова Андрей Желябов. Он купил участок земли возле железнодорожного полотна якобы для строительства кожевенного завода. Работая ночами, «купец», просверлив железнодорожное полотно, заложил мину. 18 ноября электрические запалы под рельсами на двадцатиметровой насыпи не сработали.
Насколько были упорными личностями те, кто стремился к своей цели, можно судить по тому, что третья группа во главе с Софьей Перовской заложила бомбу на Рогожско-Симоновой заставе, недалеко от Москвы. Здесь работа осложнялась охраной заставы, что не давало возможности заложить мину на железнодорожное полотно. Оставался один выход – подкоп. Преодолевая сложные погодные условия – стоял дождливый ноябрь, – заговорщики из подвала специально купленного дома выкопали узкий сорокаметровый лаз и установили бомбу.
Народовольцы знали, что императорский кортеж состоит из двух составов: в первом едет сам Александр II со свитой, во втором – царский багаж. Причем состав с багажом на полчаса опережает царский поезд. Однако в Харькове один из паровозов багажного состава сломался, и первым пустили царский поезд. Не зная об этом обстоятельстве, 19 ноября террористы пропустили первый состав, взорвав мину под четвертым вагоном второго...
Неудача только подстегнула борцов с самодержавием. В октябре 1875 года убежденный борец за народное счастье Степан Халтурин устроился на работу в Зимний дворец слесарем с поддельными документами на имя Батышкова. Этот момент пришелся как нельзя кстати. Был ли это далеко идущий план в цепи прогнозируемых революционной организацией событий, осталось тайной, но то, что террористы подбирались к цели как можно ближе, используя любую возможность, остается историческим фактом.
Один раз Халтурину поручили провести мелкие ремонтные работы в кабинете императора. Обстоятельства сложились так, что ему удалось остаться один на один с Александром II. Среди инструментов находился тяжелый молоток с острым концом. Вроде бы идеальный шанс просто, одним ударом, сделать то, к чему так страстно стремились народовольцы...
Комната Халтурина располагалась в подвале. Для надзора за ним в том же подвале жил старый жандарм с дочерью. В октябре царь во дворце отсутствовал по причине отъезда в Крым. За это время была собрана информация о возможности совершения покушения путем взрыва из комнаты Халтурина. В стоящий у стены сундук, будто с платьем и инструментом, был уложен изрядный запас динамита. Царь редко обедал в столовой, располагавшейся над комнатой Халтурина через этаж, где было помещение главного караула. На 5 февраля 1880 года на 18 часов 30 минут был назначен обед с принцем Гессенским. Однако по причине неисправности своих часов принц опоздал, а царь и сопровождавшие его лица подошли к дверям столовой лишь в 18 часов 35 минут. В этот момент прогремел взрыв, который убил одиннадцать и ранил пятьдесят трех солдат караула. Взрыв застал Александра II возле комнаты охраны, расположенной недалеко от столовой.
После взрыва в Зимнем Александр II стал редко покидать дворец, регулярно выезжая только на смену караула в Михайловском манеже. В результате тщательной слежки за царем было установлено, что он присутствовал на торжественном разводе караула каждое воскресенье. Этой пунктуальностью царя и решили воспользоваться народовольцы.
Сняв лавку «для торговли сыром» на Малой Садовой улице, они провели подкоп и заложили бомбу на маршруте следования самодержца. На случай изменения маршрута движения были подготовлены метательные бомбы. 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким бомбой. После того как первая бомба, брошенная его сообщником Николаем Рысаковым, повредила карету, ранила несколько охранников и прохожих, но не нашла своей цели. Сам Гриневицкий был смертельно ранен этим взрывом.
15 апреля1881 года по решению суда были повешены пять устроителей покушения на Александра II, среди которых были: крестьянин Андрей Желябов, дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, рабочий Тимофей Михайлов и мещанин Николай Рысаков. Шестой участнице, Г. Гельфман, смертная казнь в связи с ее беременностью была отложена и позднее заменена тюремным заключением. А 29 апреля уже Александр III издал Манифест о незыблемости самодержавия.

Эта история, собранная из архивов, сама по себе представляет живой учебник для современных телохранителей. Здесь есть все, о чем идет речь в учебных классах Академии НАСТ. Планирование, слежка, подготовка, выбор засады, самодельные взрывные устройства, огнестрельное оружие и многое другое. Мы оставляем за кадром повествования систему охраны царя. Те системные построения, которые были призваны защитить самодержца, интереса для современных телохранителей не представляют. Но вот один штрих, касающийся упоминающихся в этой истории личностей, их внутреннего мира, устремлений и мотивов действий, все-таки имеет право на изучение и понимание. За любыми событиями стоят люди. И те, и другие, и жертвы, и палачи все равно были личностями. Но их поступки оставили свой след в истории. Разными, но наделенными каждый своими персональными качествами, которые опирались на нахождения в конкретной социальной среде. С момента обретения человеком способности мыслить и до сегодняшнего дня ничего не изменилось. История учит тому, что ее нужно знать каждому и делать правильные для себя выводы.
По сути, в мире ничего не изменилось. Люди продолжают создавать себе проблемы, которые с разной степенью успеха решают, когда это получается. В своей повседневной работе телохранителям приходится не просто общаться, а иметь достаточно разнообразные убеждения, формирующиеся в процессе воспитания, обучения, образования и отношения со многими людьми. Для адекватного отражения действительности телохранители используют свой основной постовой навык – наблюдение. Этот навык требует точного аналитического мышления и великолепной наблюдательности.
Тем не менее существует группа лиц, которая постоянно находится в поле зрения телохранителей – это свое руководство и коллеги по группе охраны, само охраняемое лицо, его ближнее и дальнее окружение, члены семьи и некоторые другие люди, с которыми телохранителям приходится иметь дело. Этих людей они не только должны знать в лицо. Они должны их знать: что это за люди, как могут повести себя в той или иной ситуации, на что и как способны реагировать, насколько они конфликтны или, наоборот, нейтральны. То, о чем мы говорим, называется «психографический портрет личности». Возможно, в практике частной охранной деятельности список персон, которых следовало бы изучить подробнее, весьма короток. Возможно, он состоит из двух-трех человек, но в нем всегда есть один и самый важный – охраняемое лицо.

Невозможно умело балансировать на грани требований к обеспечению безопасности и здравого смысла соблюдения персонального комфорта по отношению к человеку, которого ты не знаешь. Профессиональному телохранителю необходимо несколько дней, чтобы понять, что собой представляет человек, чью безопасность ему приходится обеспечивать. Информационно-аналитическая лаборатория Академии НАСТ представляет систематизированный список позиций, который позволит более точно и быстро составить некий психологический слепок того или иного человека.
Эта схема может служить вполне подходящим инструментом для руководителя группы личной охраны или кадрового отдела. Именно они несут ответственность за тех, кто работает на посту в непосредственной близости к охраняемому лицу.

ПСИХОГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

I. Персонографические сведения и внешние данные:

 Ф.И.О.;
 год и место рождения;
 национальность;
 социальное положение;
 партийность;
 образование;
 трудовой стаж;
 участие в общественной жизни;
 правительственные награды.
Внешние данные:
 рост;
 комплекция;
 речевые особенности;
 выразительные движения (мимика, жесты, походка).

II. Направленность личности, ее политические и деловые качества:

 идейная убежденность;
 целеустремленность;
 принципиальность;
 бескорыстие;
 правдивость;
 скромность;
 справедливость;
 коллективизм.

Деловые качества:

 прилежание (насколько добросовестно относится к исполнению повседневных обязанностей);
 качество работы (количественная характеристика выполненной работы);
 сотрудничество (способность и готовность работать с другими);
 умственная реакция (способность усваивать новое, ориентироваться в непривычных ситуациях);
 дисциплина труда (способность работать с максимальной отдачей, независимо от вида получаемого задания);
 аналитические способности (способность оценить проблему, получить и взвесить необходимые факты и прийти к здравому решению);
 планирование и организация (умение спланировать и организовать свою работу таким образом, чтобы использовать время с максимальной эффективностью);
 знания (глубина профессиональных знаний и понимание всех ступеней своей работы);
 адаптация (умение приспосабливаться к переменам);
 средства выражения (умение ясно и логично выражать свои мысли в устном, письменном, графическом виде);
 выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях);
 творческая способность и находчивость (практически доказанная способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей);
 инициатива (степень активной заинтересованности в выполнении порученной работы);
 надежность (степень уверенности, что данный человек выполнит свое задание).

III. Отношение к людям:

Характер отношения к окружающим:
 склонность идеализировать людей;
 склонность критиковать;
 интерес (или безразличие) к людям;
 предпочтение людей равных, неравных по служебному положению или интеллектуальным данным;
 склонность властвовать или подчиняться.

Формы отношения к людям вообще:

 вежливость;
 грубость;
 откровенность;
 искренность;
 дипломатичность;
 льстивость.

Формы отношения к членам своего коллектива:

 дружелюбное;
 формальное;
 пренебрежительное.
Степень утонченности и сознательности властвования и подчинения: раболепство;
 страх;
 угроза;
 внушение;
 авторитет.

IV. Отношение к труду:

Наличие потребности в труде:

 трудолюбив,
 ленив;
 какой вид труда предпочитает и каким занимается в действительности.

Ритм работы:

 регулярно;
 равномерно;
 с порывами, периодами в зависимости от настроения.

Отношение к работе:

 по обязанности;
 по любви;
 инстинктивно;
 потребность в умственной деятельности и любовь к ней, творческая деятельность.

V. Характеристика семьи и воспитание:

 социальное и экономическое положение;
 состав семьи;
 взаимоотношения ее членов;
 тон общения (авторитарность некоторых членов – кого именно, равноправие и т.д.);
 интеллигентная, художественная и эстетическая атмосфера.

Недостатки семейного воспитания:

 безнадзорность, грубость, деспотизм родителей, неуважение к ребенку, не привитие трудовых навыков;
 антиобщественные нравы в семье (неуважение к труду, мещанский быт, цинизм, стяжательство, потребительское отношение к жизни);
 плохой пример родителей или старших членов семьи (пьянство, аморальность, нетрудовые доходы).

VI. Дарования и умственные (данные и приобретенные) способности:

Дарования:

 музыкальные;
 в области пластических искусств;
 литературные;
 лингвистические (какими языками и в какой степени владеет);
 ораторский талант;
 математические;
 склонность к исследовательской работе;
 склонность к изобретательству, конструированию.

Умственные способности:

 наблюдательность;
 быстрота понимания;
 память (зрительная, слуховая и т.п.);
 фантазия;
 остроумие;
 широта взглядов;
 объективность суждений.

Склад ума:

 методический;
 практический;
 аналитический;
 и т.п.

VII. Обучение (образование):

Школа:
 общеобразовательная, специализированная и т.п.;
 занятия в творческих кружках, спортивных секциях;
 частные уроки (иностранный язык, музыка и т.п.).

Выбор профессии (факторы, повлиявшие на выбор):

 личное убеждение;
 советы родителей или знакомых;
 популярность профессии.

Учеба в училище, техникуме, вузе:

 любимые дисциплины;
 успеваемость.

Самообразование.

VIII. Эмоциональная сфера:

Темперамент и настроение:

 степень чувствительности к приятному и неприятному;
 степень нервной возбудимости (аффективность);
 раздражительность;
 способность переживать гнев, страх, опасность вообще;
 способность рисковать собой и своим благополучием;
 преобладающее настроение (скука, грусть, тоска, недовольство, чувство бодрости, веселость, благодушие);
 изменчивость настроения (капризность);
 способность увлекать других своими чувствами, желаниями.

Чувства:

Этические чувства:

 чувство долга;
 справедливость;
 тактичность;
 добросовестность;
 честность.

Эстетические чувства:

 чувство красоты;
 чувство гармонии;
 тонкость художественного вкуса;
 чувство симметрии;
 чувство прекрасного и возвышенного.

IX. Общение:

 потребность в общении (является ли общение само по себе целью, общается по необходимости, отшельник по натуре);
 потребность в одиночестве (период одиночества), мотивы (склонность к самоанализу).

Форма и степень общения:

 эмоциональное общение (обмен чувств);
 интеллектуальное общение (обмен научной, культурной и др. информацией);
 волевое общение (стремление к сотрудничеству, соперничеству, лидерству).

Пути удовлетворения:

 личное (речевое) общение;
 общение на расстоянии (телефон, переписка);
 широта потребности в общении, круг общения.

X. Досуг:

 связь занятий на досуге с основной работой;
 увлечения (хобби) конструирование, сочинение музыки и т.д.;
 чтение: серьезное, легкое;
 искусство: литературная деятельность, живопись, хореография, драма и т. д.;
 спорт (виды и в какой степени);
 игры (неспортивные);
 игры азартные (или на интерес).

XI. Отношение к материальному обеспечению:

 стремление к материальному благополучию, его интенсивность и характер;
 корыстолюбие;
 алчность;
 скупость;
 бережливость;
 расчетливость;
 отношение к деньгам (цель или средство);
 отношение к вещам (культ «вещизма»).

XII. Отношение к нравственности:

 степень развитости нравственного сознания;
 критерии нравственных поступков своих и чужих;
 признание морали (общественной, личной);
 совесть;
 объем нравственного сознания (какие стороны жизни подчинены нравственному сознанию).

XIII. Отношение к семье:

Склонность к семейной жизни:

 потребность;
 равнодушие;
 неприязнь.

Форма семейных отношений:

 солидарность;
 авторитарность;
 равенство;
 духовный тон семьи (грубость, примитивность, одухотворенность, высота требований);
 одна или две семьи.

ХIV. Отношение к самому себе:

Отношение к своей физической и психической жизни:

 интерес к ней (степень сосредоточенности на ней, ищет во всем пользу для себя, занят собственными переживаниями или самобичеванием, поступается ли личными интересами, способен ли на самопожертвование).

Форма интереса:

 забота о здоровье (мнителен и т.д.);
 стремление к удовольствиям: умеренность, употребление стимуляторов (табак, алкоголь), наслаждение в бурной деятельности;
 потребность в удобстве и комфорте;
 опрятность, чистоплотность по отношению к своей наружности;
 степень сознательности и утонченности переживаний (преобладают чувственные или духовные);
 чувство меры.

Отношение к своей личности:

Формы интереса к своей личности:

 оценка своей личности (тщеславие, честолюбие, карьеризм, склонность к самоуничижению, усиление своих достоинств);
 стремление к самоусовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 желание бороться со своими недостатками или уверенность в их неизменности, неприятие критики;
 отношение к смерти, страх смерти;
 степень осознанности своего «Я» (грубость самоанализа или утонченность), понимание сложности своей личности;
 склонность к самосовершенствованию (неудовлетворенность собой).

Проявление психической жизни вовне:

 самостоятельность;
 настойчивость;
 упрямство;
 решительность;
 энергичность;
 предприимчивость;
 внушаемость;
 склонность к подражанию;
 легковерие;
 любовь к порядку;
 аккуратность;
 обязательность;
 педантичность;
 усидчивость, терпение;
 застенчивость, стыдливость;
 трусость;
 храбрость.

Никто не заставляет телохранителя записывать данные наблюдения по этой схеме в какие-то тетрадки. Эта схема – умозрительна. Ее нужно держать в голове, чтобы по тем пунктам, которые указаны в ней, суметь «пробежать», когда перед вами встает задача дать оценку тому или иному человеку, его психофизическому состоянию и способностям, чтобы в принципе понимать, чего от него можно ожидать.
26 февраля 2010 года в Москве найден мертвым топ-менеджер нефтегазовой компании «Транс Нафта» Владимир Кондрачук. Основная версия его гибели – самоубийство. Кондрачук застрелился в туалете на рабочем месте из принадлежавшего ему наградного пистолета. По данным журнала «Финанс.», к 2006 году личное состояние Кондрачука достигло $1 млрд. У него остались двое несовершеннолетних детей...

Закройте глаза, уважаемый читатель, расслабьтесь и быстро ответьте себе на вопрос: «А было ли самоубийство?». Не рассуждайте, а просто снимите ответ из глубины своего сознания. Он будет очень быстрый. Важно лишь правильно его воспринять.
Знание подобной схемы позволяет лишь сосредоточиться на так называемых личностных признаках. Человек познается в работе, поступках. Но нет ничего постоянного. Под влиянием различных обстоятельств среднестатистический человек может меняться в обе стороны. А те личности, у которых природный темперамент или психическая неустойчивость присутствует изначально, могут менять свое поведение достаточно часто и хаотично.
Для телохранителя, если он внимателен к своему окружению и особенно к своему охраняемому лицу, вопрос остается открытым: под влиянием каких причин или факторов это происходит? Он должен быть способен понимать, есть ли предел в подобном поведении и чем все это может закончиться...

Руководитель лаборатории
энергоинформационных технологий
Б.К. Ратников

Все права защищены и охраняются законом. © 2009-2012 "QSec. Вопросы безопасности", © 2010 "ООО "ИД "Янтарный терем". Почтовый адрес: 236006  г. Калиниград, ул. Геологическая д.1
; тел/факс (4012) 960305; тел. (4012) 779-600
; е-mail - vb.kaliningrad@mail.ru

При поддержке Информационно-Аналитического Центра (ИАЦ) Национальной ассоциации телохранителей (НАСТ) России
Автоматизированное извлечение информации без согласования с редакцией ресурса запрещено. При использовании материалов гиперссылка обязательна.
Для замечаний и предложений используйте контактную форму для зарегистрированных пользователей.
Правила использования материалов, опубликованных на сайте ИАП "Вопросы безопасности" и Соглашение о конфиденциальности.
О портале   О журнале "Вопросы Безопасности"